Обучение грамоте
Тема: Заглавная буква А. Чтение и напи¬сание слов и предложений с
заглавной буквой А.
Цели:
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском
языке;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв,
слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: буквы печатные и письменные.
Ход урока:
1.Орг.момент
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши
лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с
другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в
учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
2. Актуализация знаний:
1. – Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики
слов. 5
– Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.)
– Сколько раз потребовалась заглавная буква А?
– Прочитайте только имена людей.
– Как ласково можно назвать Анну?
– В каких именах удвоенные буквы? Какие?
– А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных?
– Прочитайте имена девочек. Прочитайте имена мальчиков.
2. – Предложения или текст написаны под словами? Почему?
– Сколько всего предложений? Докажите графически.
– Прочитайте.
– Какие знакомые имена встретились в предложениях?
– Кто из вас любит комиксы? А кто такой Микки-Маус?
– Кто заболел ангиной?
– Что делала Алла?
– Кто учится в музыкальной школе?
– Какое полное имя у этой де¬вочки?
– К какому предложению подходят картинки на кубиках?
– А как по-другому называют гиппопотама? (Бегемот.)
– Прочитайте все имена, которые встретились в предложениях.
3. – Что обозначают слова 2-го столбика?
– Прочитайте название реки.
– Прочитайте название города.
– Как вы думаете, почему он получил такое название?
(Находится на берегу реки Ангары.)
– Прочитайте название государства, которое находится в
Африке.
4. Постановка ударения в словах 2-го столбика, выделение
заглавной буквы.
Если учитель проводит индивидуальный опрос, то учит детей
алгоритму самооценки.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
5. – Какая буква нужна, чтобы записать слова 1-го и 2-го
столбика в прописи?
– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.
6. Составление плана урока.
План (примерный)
3 2
1. Чтение слов.
2. Звуко-буквенный
анализ слов.
3. Чтение
предложений и текстов.
4. Знакомство
с написанием заглавной буквы А.
5. Письмо
слов и предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой выберем кружок?
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Работа в прописи.
Знакомство с заглавной буквой А (с. 8).
1) Анализ буквы А.
– Найдите на доске образец прописной буквы А. Из каких
элементов состоит прописная буква А? (Состоит из трёх элементов: наклонная
линия с закруглением внизу вправо, наклонная линия и петля).
2) Анализ рисунка.
– Посмотрите на рисунок.
– Что делает старушка?
– А что произошло с ниточкой?
– Какое имя можно дать старушке?
– А какое имя ей дали авторы, узнаем позже.
– Обведите ниточку у старушки. Что заметили?
– А какую кличку дадим котёнку?
3) Показ образца учителем и объяснение последовательности
напи¬сания буквы А:
– Начинаю писать, как и букву Л, чуть выше нижней линии
рабочей строки, закругляю вправо и веду наклонную линию вверх (счёт: -и-),
затем опускаю прямую наклонную линию до нижней строки (счёт: -раз-) и начинаю
писать петлю: веду вверх по написанному, отвожу линию влево в сторону, загибаю
вправо и пересекаю написанное (счёт: -и-).
4) Письмо в воздухе.
5) – А теперь на табло обведите эту букву. Точка и стрелки
помогают определить направление движения.
Написание заглавной буквы А на строке. Учитель анализирует
ошибки, по¬казывает пути их исправления.
6) Написание заглавных букв К, Н.
– Посмотрите на третью строку. Какие буквы там написаны?
Почему?
– Напишите на доске одинаковый элемент этих букв.
– Назовите по 5 слов, которые начинаются с этих заглавных
букв.
– Напишите буквы разными цветами. Сначала зелёным цветом все
буквы К, потом синим цветом все буквы Н.
7) Написание ол, ом. Отработка нижнего соединения.
– Какие соединения написаны на следующей строке?
– Напишите соединения ручками двух цветов каждое.
8) Написание соединений с заглавной буквой А.
9) Написание слов с этими соеди¬нениями: Аким, Анна, Алик.
– Мы выполнили с вами сложную работу. Кому из вас было
нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?
– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем
цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре».
1) Чтение слов, работа над их лексическим значением.
– Откройте «Буквари» на с. 90.
– Прочитайте слова, которые написаны над схемами.
– Что такое пустыри? (Это пустынное место, где ничего не
растёт, кроме сорняков, нет построек.)
– Что такое пустыни? (Природная зона с песчаной
поверхностью, без леса, со скудной растительностью и жарким климатом.)
– Чем похожи пустырь и пустыня?
– Что общего в значении этих слов? (У них общий корень
-пуст-, от слова пустой. Значит, это одно¬коренные слова.)
– Кто такие туристы? (Люди, которые ходят в походы,
путешественники.)
– В чём отличие: пустырь – пустыри; пустыня – пустыни?
2) Звуко-буквенный анализ слов пустыри, пустыни, туристы
(мож¬но по вариантам).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
3) Чтение слов в столбиках.
– Прочитайте все слова на этой странице.
– На какие группы их мож¬но разделить?
– А астроном и гастроном – однокоренные слова?
– Найдите географические названия.
4) Выберите одну группу слов. Составьте предложение из слов
этой группы. (Туристы любят отдыхать в Крыму, на Канарах и путешество¬вать по
другим красивым местам. По берегам рек можно найти кам¬ни, камушки, голыши.)
Проверка задания и отработка алгоритма самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
5) – Что мы сейчас делали? (Читали слова.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
– Мы прочитали слова.
Как вы думаете, что мы будем делать теперь? (Читать предложения.)
– Давайте прочитаем предложения в прописи.
2. Работа в прописи.
1) Работа с предложениями.
– Прочитайте первое предложение на с. 9.
– Так вот как, оказывается, зовут старушку!
– Какое красивое имя! А написать его нелегко. Вспомните, как
за-главная буква соединяется со строчной буквой. (Образец на доске: Ан.)
Анализ предложения, выделение известных правил, только потом
списывание с печатного образца письменными буквами с перестанов¬кой порядка
слов.
Аналогично проводится работа с предложением:
У старика Аки¬ма лапти стары.
– Внимательно ли художник прочитал предложение про старика?
– Только ли лапти стары у нашего Акима?
Сначала отрабатывается соединение Ак, затем имя Аким. Далее
следуют анализ предложения и его списывание.
Оба предложения проверяются орфографическим чтением.
2) Подбор и запись подписей к рисункам.
Рассматривание и озвучивание рисунков. К каждому рисунку
со¬ставляется схема (деление слова на слоги, определение
ударного, обозначение звуков цветными точками). Затем проговаривается и
записывается с комментированием каж¬дое слово.
Проверка по схемам и орфографическим чтением.
3) Слова груша, лампа можно написать самостоятельно, но
обязатель¬но проверить.
4) Если позволяет время, упражняемся в записи слогов и слов:
Ал, Алина, Алиса, Алла, Ар, Артур, Арина, Аркаша.
– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте
цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.
– Как оценили свою работу? Почему?
3. Работа в тетради для печатания (с. 27).
4. Работа в
«Букваре». Чтение стихотворения А. Милна «Почему мне нравится слон».
1) Работа с текстом до чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Где мальчик мог встретить слона?
– Где живут слоны? (Слоны – жи¬тели тропических лесов, самые
большие животные, их вес достигает 4–6 тонн. Слоны относятся к отряду хоботных.
Хобот у слонов – орган обоняния, а также служит для хватания. Массивное тело
позволяет слонам идти в кустарниках и в лесу напролом; они легко взбираются на
крутые склоны, хорошо плавают. Питаются слоны листьями, вет¬вями деревьев,
кустарников и травой. Индийские слоны хорошо при¬ручаются, их используют для
переноса тяжестей.)
– Прочитайте название стихотворения, фамилию поэта.
– За что можно любить слона?
– А кто эту фразу говорит: сам автор, Алан Милн, или кто-то
другой, за кем он наблюдает?
– Узнаем, когда про¬читаем текст.
2) Работа с текстом во время чтения.
– Прочитаем стихотворение про себя.
а) Выявление первичного восприятия.
– Кто герой стихотворения?
– За что он любит слона?
б) Чтение вслух по предложениям.
– Куда вместе с автором мы попали? (В зоопарк.)
– Какие звери в зоопарке?
– Кто же больше всех нравится герою стихотворения? (Слон. Он
даже с ним дружит.)
– Почему же он отдаёт предпочтение слону? Сейчас узнаем.
– Как же герой объясняет, почему ему нравится слон?
в) Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
– Каким настроением проникнуто стихотворение? Вы
почувство¬вали?
– Как хочется читать это стихотворение? (Медленно.)
– Почему? (А потому что вместе с героем стихотворения мы
пришли в зоопарк, переходим от одной клетки к другой; рассматри¬ваем животных,
наблюдаем за ними.)
– А что вы можете сказать о самом герое стихотворения? Какой
он? При чтении нужно постараться передать его характер, чувства.
– А что вам представляется, когда читаете стихотворение?
Итог – Какие
буквы научились писать? 4 4
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно
сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
V. Домашнее задание (по желанию) выразительное чтение стихотворения «Почему мне
нравится слон».
|