Четверг, 02.05.2024, 23:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Коврижко Елены Викторовны

о себе
опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
вход

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект урока: "Заглавная буква А."
09.12.2012, 15:37

Обучение грамоте

Тема: Заглавная буква А. Чтение и напи¬сание слов и предложений с заглавной буквой А.

 

Цели:

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: буквы печатные и письменные.

Ход урока:

1.Орг.момент

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

2. Актуализация знаний:

1. – Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики слов.  5

– Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.)

– Сколько раз потребовалась заглавная буква А?

– Прочитайте только имена людей.

– Как ласково можно назвать Анну?

– В каких именах удвоенные буквы? Какие?

– А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных?

– Прочитайте имена девочек. Прочитайте имена мальчиков.

 

2. – Предложения или текст написаны под словами? Почему?

– Сколько всего предложений? Докажите графически.

– Прочитайте.

– Какие знакомые имена встретились в предложениях?

– Кто из вас любит комиксы? А кто такой Микки-Маус?

– Кто заболел ангиной?

– Что делала Алла?

– Кто учится в музыкальной школе?

– Какое полное имя у этой де¬вочки?

– К какому предложению подходят картинки на кубиках?

– А как по-другому называют гиппопотама? (Бегемот.)

– Прочитайте все имена, которые встретились в предложениях.

3. – Что обозначают слова 2-го столбика?

– Прочитайте название реки.

– Прочитайте название города.

– Как вы думаете, почему он получил такое название? (Находится на берегу реки Ангары.)

– Прочитайте название государства, которое находится в Африке.

4. Постановка ударения в словах 2-го столбика, выделение заглавной буквы.

Если учитель проводит индивидуальный опрос, то учит детей алгоритму самооценки.

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

5. – Какая буква нужна, чтобы записать слова 1-го и 2-го столбика в прописи?

– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.

6. Составление плана урока.

План (примерный)  3  2

1.            Чтение  слов.

2.            Звуко-буквенный анализ слов.

3.            Чтение предложений и текстов.

4.            Знакомство с написанием заглавной буквы А.

5.            Письмо слов и предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой выберем кружок?

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания      

 Работа в прописи.  

Знакомство с заглавной буквой А (с. 8).

1) Анализ буквы А.

– Найдите на доске образец прописной буквы А. Из каких элементов состоит прописная буква А? (Состоит из трёх элементов: наклонная линия с закруглением внизу вправо, наклонная линия и петля).

2) Анализ рисунка.

– Посмотрите на рисунок.

– Что делает старушка?

– А что произошло с ниточкой?

– Какое имя можно дать старушке?

– А какое имя ей дали авторы, узнаем позже.

– Обведите ниточку у старушки. Что заметили?

– А какую кличку дадим котёнку?

3) Показ образца учителем и объяснение последовательности напи¬сания буквы А:

– Начинаю писать, как и букву Л, чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляю вправо и веду наклонную линию вверх (счёт: -и-), затем опускаю прямую наклонную линию до нижней строки (счёт: -раз-) и начинаю писать петлю: веду вверх по написанному, отвожу линию влево в сторону, загибаю вправо и пересекаю написанное (счёт: -и-).

4) Письмо в воздухе.

5) – А теперь на табло обведите эту букву. Точка и стрелки помогают определить направление движения.

Написание заглавной буквы А на строке. Учитель анализирует ошибки, по¬казывает пути их исправления.

6) Написание заглавных букв К, Н.

– Посмотрите на третью строку. Какие буквы там написаны? Почему?

– Напишите на доске одинаковый элемент этих букв.

– Назовите по 5 слов, которые начинаются с этих заглавных букв.

– Напишите буквы разными цветами. Сначала зелёным цветом все буквы К, потом синим цветом все буквы Н.

7) Написание ол, ом. Отработка нижнего соединения.

– Какие соединения написаны на следующей строке?

– Напишите соединения ручками двух цветов каждое.

8) Написание соединений с заглавной буквой А.

9) Написание слов с этими соеди¬нениями: Аким, Анна, Алик.

 

– Мы выполнили с вами сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?

– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.

ΙΙΙ. Применение нового знания                

  1.  Работа в «Букваре».

1) Чтение слов, работа над их лексическим значением.

– Откройте «Буквари» на с. 90.

– Прочитайте слова, которые написаны над схемами.

– Что такое пустыри? (Это пустынное место, где ничего не растёт, кроме сорняков, нет построек.)

– Что такое пустыни? (Природная зона с песчаной поверхностью, без леса, со скудной растительностью и жарким климатом.)

– Чем похожи пустырь и пустыня?

– Что общего в значении этих слов? (У них общий корень -пуст-, от слова пустой. Значит, это одно¬коренные слова.)

– Кто такие туристы? (Люди, которые ходят в походы, путешественники.)

– В чём отличие: пустырь – пустыри; пустыня – пустыни?

2) Звуко-буквенный анализ слов пустыри, пустыни, туристы (мож¬но по вариантам).

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

3) Чтение слов в столбиках.

– Прочитайте все слова на этой странице.

– На какие группы их мож¬но разделить?

– А астроном и гастроном – однокоренные слова?

– Найдите географические названия.

 

4) Выберите одну группу слов. Составьте предложение из слов этой группы. (Туристы любят отдыхать в Крыму, на Канарах и путешество¬вать по другим красивым местам. По берегам рек можно найти кам¬ни, камушки, голыши.)

 

Проверка задания и отработка алгоритма самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

5) – Что мы сейчас делали? (Читали слова.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 – Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать теперь? (Читать предложения.)

– Давайте прочитаем предложения в прописи.

     2.  Работа в прописи.    

1) Работа с предложениями.

– Прочитайте первое предложение на с. 9.

– Так вот как, оказывается, зовут старушку!

– Какое красивое имя! А написать его нелегко. Вспомните, как за-главная буква соединяется со строчной буквой. (Образец на доске: Ан.)

Анализ предложения, выделение известных правил, только потом списывание с печатного образца письменными буквами с перестанов¬кой порядка слов.

Аналогично проводится работа с предложением:

У старика Аки¬ма лапти стары.

 

– Внимательно ли художник прочитал предложение про старика?

– Только ли лапти стары у нашего Акима?

Сначала отрабатывается соединение Ак, затем имя Аким. Далее следуют анализ предложения и его списывание.

Оба предложения проверяются орфографическим чтением.

2) Подбор и запись подписей к рисункам.

Рассматривание и озвучивание рисунков. К каждому рисунку

со¬ставляется схема (деление слова на слоги, определение ударного, обозначение звуков цветными точками). Затем проговаривается и записывается с комментированием каж¬дое слово.

Проверка по схемам и орфографическим чтением.

3) Слова груша, лампа можно написать самостоятельно, но обязатель¬но проверить.

4) Если позволяет время, упражняемся в записи слогов и слов: Ал, Алина, Алиса, Алла, Ар, Артур, Арина, Аркаша.

 

– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.

– Как оценили свою работу? Почему?

 

3. Работа в тетради для печатания (с. 27).

     4. Работа в «Букваре». Чтение стихотворения А. Милна «Почему мне нравится слон».    

1) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Где мальчик мог встретить слона?

– Где живут слоны? (Слоны – жи¬тели тропических лесов, самые большие животные, их вес достигает 4–6 тонн. Слоны относятся к отряду хоботных. Хобот у слонов – орган обоняния, а также служит для хватания. Массивное тело позволяет слонам идти в кустарниках и в лесу напролом; они легко взбираются на крутые склоны, хорошо плавают. Питаются слоны листьями, вет¬вями деревьев, кустарников и травой. Индийские слоны хорошо при¬ручаются, их используют для переноса тяжестей.)

– Прочитайте название стихотворения, фамилию поэта.

– За что можно любить слона?

– А кто эту фразу говорит: сам автор, Алан Милн, или кто-то другой, за кем он наблюдает?

– Узнаем, когда про¬читаем текст.

2) Работа с текстом во время чтения.

– Прочитаем стихотворение про себя.

а) Выявление первичного восприятия.

– Кто герой стихотворения?

– За что он любит слона?

б) Чтение вслух по предложениям.

– Куда вместе с автором мы попали? (В зоопарк.)

– Какие звери в зоопарке?

– Кто же больше всех нравится герою стихотворения? (Слон. Он даже с ним дружит.)

– Почему же он отдаёт предпочтение слону? Сейчас узнаем.

– Как же герой объясняет, почему ему нравится слон?

в) Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Вы почувство¬вали?

– Как хочется читать это стихотворение? (Медленно.)

 

– Почему? (А потому что вместе с героем стихотворения мы пришли в зоопарк, переходим от одной клетки к другой; рассматри¬ваем животных, наблюдаем за ними.)

– А что вы можете сказать о самом герое стихотворения? Какой он? При чтении нужно постараться передать его характер, чувства.

– А что вам представляется, когда читаете стихотворение?               

Итог    – Какие буквы научились писать?  4  4

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

V. Домашнее задание (по желанию)             

 выразительное чтение стихотворения «Почему мне нравится слон».



               

 

Категория: Мои файлы | Добавил: лена
Просмотров: 6038 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024